Недавно совершенно случайным образом узнала о том, что на экраны вышла очередная (какая по счёту?) киноверсия "Трёх мушкетёров". На этот раз - французская. Казалось бы, чего мы там не видели? - И дочь Д'Артаньяна, и темнокожего Портоса, и гвардецев-каратистов... У каждого поколения киноделов своё видение "проблемы". Но в случае с экранизациями исторической классики большое значение имеет и текущий политический курс, который обязывает авторов держать нос по ветру. В 2020 году Франция изменила цвет своего национального флага со светлой лазури на традиционный королевский синий.
Согласно голливудской схеме максимального подъёма кассовых сборов, картина разбита на 3 части. Первая "Три мушкетёра: Д'Артаньян" уже вышла, вторую "Три мушкетёра: Миледи" планируют выпустить в декабре, судьба третьей пока неизвестна. (Не придумали, кого сделать центральным персонажем в последнем фильме?). Очевидно, что в какой-то степени новая экранизация снята в пику недавнему британскому сериалу, ставшему, возможно, самой далёкой от литературного первоисточника адаптацией А. Дюма. Это выдаёт и псевдо-реалистичный антураж, и перекочевавший из английского сценария "брат Атоса", которого в романе, разумеется, не было. Но разница колоссальна, французы ясно подчёркивают, что провели "работу над ошибками" и сделали всё, как надо. Я бы сказала, они даже перестарались.
читать дальшеФильм начинается без сюрпризов: Д'Артаньян едет в Париж вступать в ряды мушкетеров и по пути, как известно, вступает в нехорошую историю. Но! Как же непривычно воспринимается на этот раз знакомый с детства сюжет! Насколько важна оказывается роль атмосферы, в которой разворачивается действие!
В киношной Франции 17 века внезапно оказывается очень буднично и бедно. Нет, про королевский дворец я не говорю, - там всё, как надо. А вот остальное… Кому могло прийти в голову потешаться над конём дерзкого гасконца в ситуации, когда не каждый дворянин мог позволить себе коня как такового? С одеждой у персонажей тоже явные проблемы (Д’Артаньян носит бомжацкую дублёнку, пока король (!) не выдаёт ему денег на приличный прикид), - даже язык не поворачивается назвать эти шмотки костюмами. Никаких шведских воротников и пуговиц с драгоценными камнями, перья на шляпах петушиные вместо страусиных. Лично я очень удивлюсь, если за такое безобразие художникам-изобретателям не дадут какой-нибудь Сезар.
Ещё стоит отметить, что большинство героев Дюма в фильме старше, чем им следует быть. Это распространенное явление, если сравнивать с предыдущими экранизациями. Просто странно, что солидные господа совершают поступки, которые их возрасту уже вроде как не свойственны. При всём безграничном уважении к Венсану Касселю, его Атос ужа давно должен был сидеть на печи и рассказывать внукам солдатские байки, да и королева Анна тоже вызывает вопросы, особенно учитывая тот факт, что на момент действия Людовика XIV ещё и в проекте не было. Ощущение такое, что это не «Три мушкетёра», а сразу «Мушкетёры 20 лет спустя». Если не все 30. Как бы то ни было, никто из актёров борозды не портит, а на фоне стремительно развивающегося в тотальную альтернативу сюжета, зрителю становится уже не до странностей кастинга.
Главной темой картины (и всей трилогии, очевидно) стала не пресловутая история с подвесками и традиционное франко-британское противостояние, а война католиков с гугенотами, подробно описанная в совсем других произведениях Дюма. В связи с этим сюжет усложнился, добавилось больше политики, второплановые персонажи получили больше экранного времени, что позволило детальнее проработать их характеры. Оказалось, что королевская семья состоит не только из августейших супругов, - в кадре появляются перестарелая Мария Медичи (по одной реплике понятно, что это за тётка была) и брат короля Гастон Орлеанский (устами другого персонажа киноделы сообщат, что править должен он, - понимайте как хотите). Но Людовик XIII в этом фильме безусловный scene stealer. Он впервые похож на короля с исторических портретов, постоянно облачён во всё чёрное и напоминает драконьего всадника из восточноевропейского легендариума, держащего в страхе весь не-христианский мир. Прозвище Справедливый дали ему, как видно, не зря.
Разговоров о религизной войне очень много, но в XXI веке вешать на уши лапшу о «добрых» католиках, воевавших с «недобрыми» гугенотами уже не особо получается, пипл по ту сторону экрана начинает что-то подозревать, поэтому происходят осторожные утечки. Людовик XIII вспоминает своего типа-протестантского папеньку («типа», потому что тот в разгар гонений на гугенотов проживал в Монтаржи), погибшего за веру, и внезапно о своём альтернативном вероисповедаии сообщает кто бы вы думали? - Атос. Как он впоследствии будет участвовать с товарищами мушкетёрами в осаде Ла-Рошели — главного гугенотского (и по совпадению — тамплиерского) порта? Сие тайна великая есть.
Невозможно обойти вниманием ещё одну яркую героиню мушкетёрского эпоса — Миледи де Винтер. Ева Грин играет абсолютное зло. До такой степени, что очень красивую актрису большую часть экранного времени показывают в профиль или с одним прикрытым шляпой глазом. В следующем фильме мы узнаем, как она дошла до такой жизни, но уже сейчас можно сказать, что её историю тоже перепишут до неузнаваемости. И это в общем контексте никого не удивит.