"Вера - это не щит против пулемётного огня."
Ф. де Шаретт в руссском переводе.
Ф. де Шаретт в руссском переводе.
Не дождавшись нормального перевода и качества картинки, ваша непокорная слуга собралась с духом и посмотрела фильм "Vaincre ou mourir", о котором писала в предыдущем посте. Впечатление, надо сказать, получила сильное.
Первое, о чём хочется сказать, - чудо, что фильм о Вандейской войне вообще был снят (причём вполне официальными конторами) и вышел на экраны кинотеатров (откуда камрип). Несмотря на все художественные достоинства и недостатки картины, это бомба мгновенного действия для всех непрошаренных во французской истории, потому что всю жуть, какую только можно было показать, они собрали и показали. Как техасская резня бензопилой, только не в Техасе и без пилы. На IMDb возрастное ограничение не указано, чтобы прокат совсем не обрушить, но там R в чистом виде, потому что иначе и быть не могло.
Начало фильма полу-документальное, открывающую сцену предваряет выступление нескольких профессиональных историков, которые говорят столько правильного о Вандейской войне и хорошего о её героях, что за них во французских реалиях внезапно становится боязно. Затем стартует само Действо: рассказ о событиях 1789-1796 от лица Франсуа де Шаретта и с ним же в качестве главного персонажа. Почему из всех вандейских генералов выбрали именно его? - А потому, чтобы фильм подлиннее был! Тут нужно, что называется, понять и простить. При этом киноделы по какой-то совершенно неведомой причине не только не показали всех остальных лидеров восстания, но даже не упомянули их имена. Да, типа, были и другие генералы, но денег на голливудскую трилогию нам не дали, поэтому радуйтесь, что хоть актёры не страшные и играть умеют. За это авторов действительно стоит поблагодарить. Но как множно было обойтись без Кателино в сцене о сопротивлении
В качестве второго позитивного момента (помимо упомянутого информационного) хочется отметить тот факт, что фильм снят очень достойно. Вот только это не про режиссуру и сценарий (одинаково убогие), а про бережное отношение к истории и уважительное - к её участникам. Ни про кого дичь не сочиняли и романтических бредней не раскручивали. А ведь могли бы, потому что такое поле для фантазии (как не вспомнить британский сериал "Багряный первоцвет" с его улучшенной версией событий), но здравый смысл пересилил. Единственный момент, который мне показался реально странным, это фраза Шаретта о том, что остальные вандейские командиры его за человека не считали. Надеюсь, это просто была такая ошибка переводчика, который дважды (!) за фильм упоминал пулемёт. Не знаю, что за слово он так перевёл, но понимаю его переживания. Пулемёты солдатам Шаретта очень бы помогли.
Стилистика, близкая к документальной, говорит о том, что создатели фильма ставили задачей поднять интерес к теме Вандейской войны с помощью эмоционального воздействия на зрителя средствами кинематографа. И это, надо полагать, им удалось. Но если для Атоса этого достаточно, то для графа де Ла Фер - всё-таки маловато. Поговорим о том, что киноделы намеренно или нет обошли своим вниманием.
Поскольку в сюжете картины напрочь отсутствуют представители титулованного дворянства (хотя фраза о "налоге кровью" почему-то всплывала), Вандейская война представлена как восстание крестьян - потенциальных мобиков, которые недавно спровадили своих помещиков в эмиграцию и приготовились зажить беззаботной мирной жизнью. Нести свободу и демократию закрепощённым народам монархической Европы они категорически не хотили и попытались организовать сопротивление. Сделать это самостоятельно оказалось сложно и они позвали в командиры единственного офицера в округе, который заранее знал, как фильм про него закончится. В итоге, получился такой ни к чему не обязывающий образ "героя из народа", который может существовать исключительно в киношной реальности. И здесь она вступает в конфликт с реальностью исторической. Если бы пришлось показывать фамильные гербы со львами и прочие красные кушаки, то темы сцессии под знамёнами Плантагенетов было бы не избежать. А это далеко не то же самое, что мутные разговоры о некой Вандейской автономии, на которые сценаристам хватило пороха в пороховницах. Возможно, для таких тем подходящее время пока ещё просто не пришло.