Недавно совершенно случайным образом узнала о том, что на экраны вышла очередная (какая по счёту?) киноверсия "Трёх мушкетёров". На этот раз - французская. Казалось бы, чего мы там не видели? - И дочь Д'Артаньяна, и темнокожего Портоса, и гвардецев-каратистов... У каждого поколения киноделов своё видение "проблемы". Но в случае с экранизациями исторической классики большое значение имеет и текущий политический курс, который обязывает авторов держать нос по ветру. В 2020 году Франция изменила цвет своего национального флага со светлой лазури на традиционный королевский синий.

Согласно голливудской схеме максимального подъёма кассовых сборов, картина разбита на 3 части. Первая "Три мушкетёра: Д'Артаньян" уже вышла, вторую "Три мушкетёра: Миледи" планируют выпустить в декабре, судьба третьей пока неизвестна. (Не придумали, кого сделать центральным персонажем в последнем фильме?). Очевидно, что в какой-то степени новая экранизация снята в пику недавнему британскому сериалу, ставшему, возможно, самой далёкой от литературного первоисточника адаптацией А. Дюма. Это выдаёт и псевдо-реалистичный антураж, и перекочевавший из английского сценария "брат Атоса", которого в романе, разумеется, не было. Но разница колоссальна, французы ясно подчёркивают, что провели "работу над ошибками" и сделали всё, как надо. Я бы сказала, они даже перестарались.

читать дальше

@темы: кино, история Франции

Любопытная статья попалась. Даже не помню, как на неё вышла (но можно представить, хех). Моя школьная учительница математики в таких случаях говорила: "В рамочку и на стеночку".

@темы: полезные ссылки, Вандея, история Франции

16:16

Не могу не перепостить.




...и кое-что для размышления.

@темы: история Франции

Совершенно случайно на всем известном трекере нашла 2-х серийный телефильм на тему ВФР "Une femme dans la Révolution" (2013), по-русски названный "Революционерка" (wtf?). Для широкого круга зрителей он в своё время остался незамеченным и даже не удостоился нормального дубляжа (перевод сделан субтитрами), при том, что картина совершенно уникальная. Это первый французский фильм о ВФР, снятый с "правых" позиций, главными героями которого являются представители третьего сословия.

*Как было сказано в аннотации к торренту, он представляет собой экранизацию романа Оливье Дютели "Жиличка палача"/"La pensionnaire du bourreau" (2013), найти который не то что на русском языке, но даже в оригинале оказалось невозможно. Поэтому, сравнивать не получится и далее я буду писать только о киноверсии.
читать дальше

@темы: кино, ВФР, Вандея, история Франции

В предыдущем посте, посвящённом одному конкретному гербу с 5-ю морскими раковинами, мы пришли к тому, что стараниями республиканских цензоров или чьими-то ещё он превратился в "кота Шрёдингера": герб как-бы есть, но в источниках до 1858 года его как-бы нет.

Как же так получилось?

Первый и главный вопрос - отсутствие герба Ларошжакленов в Дюрбельере. Там и от самого замка не очень много осталось, но, тем не менее, на одной из уцелевших стен красуется вот это:

derorthray
читать дальше


@темы: геральдика, Вандея, история Франции, о рыбках, ракушки св. Иакова

Не так давно я опубликовала пост, имеющий первостепенную важность для понимания не только событий времён ВФР, но "жизни, вселенной и вообще". Несмотря на малое количество текста (и очень многозначительные картинки), информации в нём вполне достаточно, чтобы начать самостоятельно разматывать клубок и дойти из точки А в точку Б.

Сегодня будет "вторая часть Марлезонского балета", в которой мы обратим взгляд так далеко в прошлое, что события тех времён из 21 века могут показаться совсем уж невероятным фэнтази. Однако, что было то было и из песни слов не выкинешь.

У каждого народа (или группы народов) в зависимости от территории его проживания есть своя "великая река". В Африке - Нил, в России - Волга, в Индии - Ганг, в Центральной/Восточной Европе - Дунай... Как правило, с ней связано множество легенд, в том числе религиозного характера. И во Франции такая река тоже есть. Хотя технически правильнее сказать - была. Называлась она Секвана или (по-научному) прото-Луара. Её устье находилось там же, где и сейчас - неподалёку от Нанта, русло в нижнем течении тоже более или менее соответствовало современному, но затем оно внезапно сворачивало к северу и Луара становилась Сеной. По одним даным, поворот реки происходил возле города Жьен, по другим - в районе Монтаржи. Второе более правдоподобно с точки зрения географии и здравого смысла (царственное семейство Куртене не залезло бы жить туда, где невозможно судоходство). Третий вариант предложил профессор Толкин, указав на Сен-Маммес, и авторы французской wiki c ним согласны.

Лирическое отступление, обязательное к прочтению.

Трудно сказать, в каком веке и вследствие чего река (Секвана) изменила вид и фактически прекратила своё существование как единая главная водная артерия Франции, но во времена правления Хлодвига I она, несомненно, таковой ещё оставалась. Когда вышеупомянутый предводитель франков отправился с завоевательным походом в земли кельтов и вестготов (на северо-запад страны), он с удивлнием обнаружил, что местное население, благодаря деятельности ирландских миссионеров (св. Патрика и его последователей) уже давно христианизировано. И хотя никакого разделения на конфессии тогда ещё не существовало, то, во что крестили диких поморов, окуная их в местную версию Иордана, соответствовало православной традиции (см. Средневековая ирландская церковь), а не модному арианству, с которым боролся Хлодвиг. Однако, это не особо помогло ему в общении с местной знатью, которая хоть и ходила в горностаевых шкурах, но уже лишилась хвостов и всячески противилась присоединению к Франкскому королевству. Т.е. проблемы с северо-западными сепаратистами начались уже тогда, при первых Меровингах, и поскольку завоевать их не получилось, пришлось договариваться.
Так во Франции образовалось 2 центра власти (и веры): Нант на одном конце Луары, Париж - на другом. Причём первый в эпоху раннего Средневековья стал главным французским портом и центром распространения христианской цивилизации на всю остальную страну. Именно в его окрестностях, а не в районе малярийных болот Лютеции (Парижа) приближённые королей и отличившиеся военные командиры получали земли и строили замки, что стало традицией и продолжилось в последующие века.
Если посмотреть на гербы Сен-Назера (он же - Лонд Даэр), Нанта, неизвестного предшественника Сен-Маммес (?) и Парижа, то эти города можно условно сравнить со станциями метро, расположенными на одной ветке. Они уникальны, корабликов только 3 на всю страну. И последовательность именно такая, поскольку дальше Парижа в седой древности никто не плавал. По причине отсутствия Ла-Манша и Северного моря. (История у нас изучается отдельно от географии, а география от геологии). На месте последнего находилась постоянно подтопляемая территория, населённая фризами. Где-то в их землях прото-Луара и брала своё начало.

***
Несмотря на то, что содержание данного поста даже близко не напоминает научную статью, оно не противоречит официальной истории, а лишь раздвигает границы её восприятия и даёт совершенно однозначный ответ на столь сложный для академистов вопрос: "Почему Вандея?".

@темы: Толкин, Вандея, история Франции, о рыбках, ракушки св. Иакова

В советской пост-революционной исторической школе по понятным причинам начисто отсутствовал "религиозный компонент", который и в РФ, что показательно, обратно не вставили. Образование у нас светское, а "компонент" связан с "преданьями старины глубокой" и может упоминаться разве что в контексте "сказок" о крестовых походах. Были у рыцарей ордена по интересам и геральдика - чтобы не перепутать, кого мочить в бою, если все вокруг в одинаковых доспехах и ведёрках на головах. А теперь гербы служат исключительно для выражения местечковых понтов и дани традициям древности. У нас в универе на историческом факультете не было ни одной лексики по геральдике, при том, что приличный государственный ВУЗ. Этим, в общем, всё сказано.
Тотальное игнорирование данной дисциплины приводит к тому, что даже серьёзные специалисты предпочиают перелопачивать тонны макулатуры (местами - фэйковой) для того, чтобы разобраться в аристократической иерархии, установить истинные причины событий прошлого (и настоящего), вместо того, чтобы просто сверить опознавательные знаки. Выводы получаются огонь соответствующие.

Прежде чем дать рекомендации по источникам (как к этой теме вообще подступиться), приведу один конкретный пример.
читать дальше

@темы: полезные ссылки, геральдика, история Франции

В последнем томе "Истории Средиземья" (The Peoples of Middle-earth) Толкин объяснил, что Нерданель дала трём своим сыновьям имена Russandol и Ambarussa (одно на двоих близнецов) в соответствии с цветом их волос.

"Maitimo 'well-shaped one': he was of beautiful bodily form. But he, and the youngest, inherited the rare red-brown hair of Nerdanel's kin, Her father had the epesse of rusco 'fox'. So Maitimo had as an epesse given by his brothers and other kin Russandol 'copper-top'." (The Shibboleth of Feanor).

"The one -ros was supposed (at its adoption) in Elros to contain a Sindarin stem *ross- from base ROS 'spray, spindrift' (as scattered by a wind from a fountain, waterfall, or breaking waves). The other is supposed to be a colour word, referring to the red, red-brown hair of the first, sixth, and seventh sons of Feanor, descending to them from their maternal grandfather, father of Nerdanel, Feanor's wife, a great craftsman, devoted to the Vala Aule. It is difficult to accept these two homophonic elements - of unconnected, indeed unconnectable, meanings - as used in Sindarin, or Sindarized names. It is also unfortunate that the first appears too reminiscent of Latin ros ['dew'] or Greek 'drosos', and the latter too close to well-known modern European 'red' words: as Latin russus, Italian rosso, English russet, rust, etc. However, the Elvish languages are inevitably full of such reminiscences, so that this is the lesser difficulty." (The Problem of Ros).

Поскольку профессор-филолог был ещё и очень хорошим историком (лингвисту оксфордского уровня невозможно им не быть), то он, конечно, знал, что главная площадь в столице России называется Красной неспроста.

Names of Rus', Russia and Ruthenia.

Дальше будет фокус, который, что называется, дома лучше не повторять...

Если у вас геральдика не сходится с этимологией топонимов той же местности, это не значит, что вы приняли желаемое за действительное. Это значит, что вы просто ещё не нашли недостающее звено.

"The Prophecy That Is Shaping History: New Research on Ezekiel’s Vision of the End" by Jon Mark Ruthven, PhD & Ihab Griess, PhD. (ссылка на работу в .pdf), цитирую:

"Second, it is possible to find at least a phonetic resemblance between the named nations and geographical locations. Of course, one can only surmise where the numerous “rus/ros” nations described in Chapter 2 eventually settled. On this point, it must be admitted that the link between the scattered candidates for Rosh in the Ancient Near-Eastern sources and those candidates north and east of the Black Sea during the first Christian centuries has not been clearly established. However, while the link to Russia from the Ancient Near East is tentative, one can argue even more convincingly that, historically, the very name of Russia was presented to the world by the Byzantine Christians in conscious connection with the prophecy of Ezekiel’s Rosh."



@темы: Толкин, о птичках, геральдика, лингвистика, ВФР, Вандея, история Франции, цвет красный, нормандская теория